Процедура наблюдения при банкротстве, как происходит ведение процедуры наблюдения при банкротстве

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве

Процедуру наблюдения можно охарактеризоваться как реабилитацию, которая включает в себя меры по восстановлению платежеспособности организации.

Для того чтобы реализовать предполагаемые процедурой наблюдения мероприятия привлекается внешний управляющий. Он назначается судом и представляет собой замену имеющихся управленцев компании в подавляющем большинстве вопросов. Данному управляющему передаются в полном объеме полномочия по управлению имеющимся имуществом и по принятию решений касательно дальнейшей деятельности организации.

Что касается руководства компании, то они сохраняют за собой возможность решать узкий спектр вопросов. Например, без согласия управляющего может быть проведена сделка на сумму менее пяти процентов общей стоимости активов организации. Также они не могут проводить реорганизацию предприятия и инициировать создание филиалов.

Отметим, что при наблюдении деятельность фирмы продолжается, поэтому работники остаются на своих рабочих местах и продолжают выполнять свои функции.

Можно выделить две основные цели, на реализацию которых направлено осуществление наблюдения:

  • оставить компанию на рынке для того чтобы она продолжала свою хозяйственную деятельность и после экономического восстановления осуществила погашение имеющихся долгов;
  • принять решение об осуществлении ликвидации юридического лица в том случае, если меры по улучшению ее экономического состояния не принесут желаемых результатов, поэтому единственным способом удовлетворить запросы кредиторов является реализация имущества должника.

Для выполнения одной либо второй цели проводится ряд мероприятий, среди которых можно выделить следующие:

  • сохранение имущества, которое числится на балансе организации;
  • провести комплексный анализ финансового положения, в котором оказалась компания;
  • собрать информацию о выставляемых должнику требованиях, упорядочить их и оформить в виде реестра, после чего оповестить кредиторов о начатой в отношении должника процедуре банкротства в виде первоначального этапа наблюдения;
  • организация собрания кредиторов и его проведение.

По итогам выполнения всего комплекса мер необходимо сделать вывод о том, возможно ли спасение платежеспособности организации, или необходимо рассматривать вариант о ее ликвидации.

Таким образом, сложно недооценить важность позиции и поведения внешнего управляющего, ведь именно от него зависит, как будет организована деятельность компании во время реализации процедуры наблюдения. Оптимальный результат достигается в том случае, если поставленные управляющим цели соответствуют интересам как самой фирмы, так и ее кредиторам.

Следует подчеркнуть, что за свою работу внешний управляющий получает гонорар, размер и источник которого указывается в подаваемом заявлении на банкротство и утверждается арбитражным судом.

Согласно действующим нормам законодательства максимальный срок, на который устанавливается проведение процедуры наблюдения, составляет семь месяцев.

При окончании срока, который отведет на осуществление мер по наблюдению при банкротстве, назначенное управляющим лицо представляет специальный отчет. Он должен содержать в себе следующую информацию:

  • описание предпринятых мер по восстановлению платежеспособности потенциального банкрота;
  • оценка имеющегося на текущий момент финансового состояния должника;
  • выдвижение предложений по дальнейшей оптимизации материального положения компании, которая оказалась в затруднительном положении.

В качестве приложения к отчету выступает протокол о проведении собрания кредиторов.

Наблюдение как процедура банкротства инициируется только
после подачи искового заявления о признании несостоятельности в суд. В роли
инициатора может выступить как само юридическое лицо (его представитель), так и
кредитор. Запуск процесс признания банкротства предполагает, что должник не
имеет возможности выплатить свыше 300 тысяч рублей по долгам (в совокупности),
а просрочка превышает 3-месячный срок (основание для попадания в реестр
должников).

Введения наблюдения в качестве процедуры не будет при
условии, что предприятие уже вступило на путь ликвидации. Это не имеет смысла,
поскольку главная цель разбирательства – не избежать реализации имущества, а
упразднить банкрота. По срокам наблюдение запускается примерно через месяц
после подачи иска в суд.

Тема 2. Статистическое наблюдение

1. Понятие о статистическом наблюдении, этапы его проведения.

2. Подготовка стат. наблюдения

3. Формы статистического наблюдения, виды и способы.

4. Ошибки статистических наблюдений

Процедура наблюдения при банкротстве, как происходит ведение процедуры наблюдения при банкротстве

Статистическое наблюдение — это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности.

Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм.

— подготовка наблюдения;

— проведение массового сбора данных;

— подготовка данных к автоматизированной обработке;

— разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения.

Подготовка статистического наблюдения — процесс, включающий разные виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы, важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения, состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.

Кромеметодологических необходимо решить проблемы организационного характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение; подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.

Проведение массового сбораданных включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.

Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины, которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень важно для организации будущих обследований.

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве

Получение сведений в ходе статистического наблюдения требует немалых затрат финансовых и трудовых ресурсов, а также времени.

Цель наблюдения — получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью переписи населения России в 2002 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.

Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Единица наблюдения – это то явление, признаки которого подлежат регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях — семья или домашнее хозяйство.

Объектом наблюдения некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения, территории и времени наблюдения. Для определения границ объекта наблюдения нередко устанавливается ценз – значение признака (признаков), позволяющее отделить единицы наблюдения от других объектов.

Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения — это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

— программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является предметом коммерческой тайны.

— вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными (иначе полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для понимания во избежание лиш­них трудностей при получении ответов.

— при разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

— в программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

— для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистический формуляр — это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.

Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.

Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный — о нескольких единицах.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Место наблюдения.

Процедура наблюдения при банкротстве

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.

— установление критического момента (даты) или интервала времени;

— определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения Российской Федерации в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических данных.

Срок (период) наблюдения — это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы, численности персонала, занятого сбором информации.

Успех любого статистического наблюдения зависит не только от тщательности методологической подготовки, но и от правильного и своевременного решения широкого спектра организационных вопросов.

Важнейшее место в организационной работе занимает подготовка кадров, в процессе которой проводятся различного рода инструктажи с сотрудниками статистических органов, с организациями, представляющими данные, по вопросам заполнения статистических документов, подготовки материалов наблюдения к автоматизированной обработке и т. д.

Первое собрание кредиторов

Если проведение наблюдения связано с большими затратами трудовых ресурсов, то для регистрации сведений в период проведения обследований привлекаются лица из числа неработающих. При проведении переписи населения таких лиц называют счетчиками. Обычно организуется обучение персонала.

Размножение документации самого обследования, документации для проведения инструктажей и рассылка их республиканским, краевым, областным комитетам и управлениям статистики также относятся к организационным вопросам наблюдения.

Для согласования деятельности всех служб, занятых подготовкой и проведением наблюдения, целесообразно составить календарный план, представляющий собой перечень (наименование) работ и сроки их исполнения отдельно для каждой организации, занятой в проведении обследования.

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами, необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.

Рисунок 3.1 — Формы, виды и способы статистического наблюдения

Формы статистического наблюдения. В статистике используют 3 организационные формы статистического наблюдения.

Цели проведения процедуры наблюдения при банкротстве

Яндекс.Дзен bankiros.ru

Когда в отношении юридического лица инициируется наблюдение,
преследуются две ключевые цели:

  • сохранить статус организации, чтобы впоследствии
    (после прохождения стадии финансового кризиса) она продолжила свою деятельность
    и рассчиталась с долгами перед кредиторами;
  • благодаря тщательному анализу текущего положения
    дел получить конкретный ответ на вопрос о необходимости ликвидации юрлица (есть
    ли перспектива осуществления выплат по обязательствам, или ее нет).

На этапе наблюдения осуществляется сбор необходимых сведений
о долгах, оформляется реестр требований и организуется собрание кредиторов (при
участии должника в случае его нахождения).

Начало процедуре банкротства и этапу наблюдения полагается
решением арбитражного судьи. Порядок действий выглядит следующим образом. На
подготовительном этапе изучаются материалы дела, проверяется обоснованность
требований заявителя. После принятия положительного решения, судья извещает
заявителя о том, что его требования обоснованы, банкротство в качестве
процедуры действительно необходимо. Арбитражный суд также назначает временного
управляющего, решает вопрос о том, каким образом будут оплачиваться его услуги.

Начатая процедура наблюдения не прерывает работу предприятия
и его руководителей. Запланированные на ближайший срок сделки теперь
заключаются с одобрения назначенного управляющего. Есть ряд организационных
моментов, требующих освещения:

  • выплаты в адрес займодателей временно
    приостанавливаются из тех соображений, что это позволит провести реальную
    оценку состояния;
  • производства по делам, касающимся взыскания
    долговых обязательств, переносятся в рамки дела о банкротстве;
  • арестованное имущество освобождается;
  • исполнительные документы передаются
    управляющему;
  • акционеры временно утрачивают право выхода из
    общества;
  • приостанавливаются выплаты дивидендов.

Управляющий в течение 7 месяцев после принятия иска судом
должен проанализировать финансовое положение юрлица, предложить возможные
варианты решения проблемы. Для этого оформляется отчет и выносится заключение о
дальнейших действиях – перевод процедуры на другие стадии, достижение мирового
соглашения.

Последствия процедуры наблюдения при банкротстве предприятия

Вопрос с назначением временного управляющего решает суд.
Статус назначенного субъекта позволяет ему иметь доступ к документации, базе
сделок. Сведения, с помощью которых можно было бы успешно провести кампанию по
возвращению долгов кредиторам, должны попасть в распоряжение управляющего.

Управляющий назначается на определенный срок, поэтому и
называется временным. Процедура наблюдения реализуется при его непосредственном
участии. Как только мероприятия первого этапа процедуры банкротства будут
завершены, временный управляющий должен передать материалы в суд. Вместе с
передаваемыми документами отправляется отчет о деятельности.

О последствиях введения процедуры наблюдения юрлицо узнает
по завершении этого этапа. Для него могут наступить как положительные, так и
отрицательные последствия. Заключенное мировое соглашение продемонстрировало бы
согласие всех участников и позволило бы избежать ликвидации. Стороны спора
могут договориться о рассрочке платежей по долгам, о передаче части имущества в
счет долгового обязательства, о дополнительных услугах, которые окажет
кредитору должник.

Наличие долга и возбужденное дело о банкротстве могут
нанести урон репутации предприятия. Отсутствие контрагентов осложнит дальнейшую
деятельность. В ситуации, когда достичь мирового соглашения не удается, инициируются
следующие этапы банкротства (вплоть до ликвидации предприятия). Наблюдение не
отражается кардинальным образом на работниках предприятия, они могут трудиться
в привычном режиме. Право смены места работы сохраняется.

Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации

Вопрос о сроках можно разобрать на примере НАО Юлмарт, в
отношении которого была инициировано дело о банкротстве. В июне 2018 года была
запущена процедура наблюдения, а уже в феврале 2019 года суд на основании
полученных данных признал долг перед Сбербанком.

Отвечая на вопрос о том, сколько длится процедура наблюдения
при банкротстве, следует отметить, что, согласно статистике, на этот этап
уходит в среднем 5 месяцев. Объясняется этот факт тем, что несостоятельному
юрлицу и кредиторам удается договориться (прийти к мировому соглашению).
Документ оформляется в письменном виде, наблюдение в качестве процедуры
завершается раньше сроков по ходатайству, поданному кредиторами.

Права и обязанности участников наблюдения при несостоятельности
юридического лица

Состав участников наблюдения при банкротстве выглядит
следующим образом:

  • юридическое лицо, признающееся банкротом;
  • кредиторы, ожидающие исполнения долговых обязательств
    со стороны юрлица;
  • управляющий, непосредственно осуществляющий
    процедуру банкротства.

Каждый из участников имеет свои права и обязанности.
Юридическое лицо вправе:

  • инициировать дело о банкротстве в отношении
    себя;
  • продолжать деятельность с учетом введенных
    ограничений;
  • знакомиться с заключением временного
    управляющего;
  • оспорить решение суда.

Юридическое лицо обязано:

  • координировать свои действия с управляющим;
  • соблюдать ограничительные предписания суда;
  • предоставлять необходимую документацию;
  • не создавать препятствий на пути
    разбирательства;
  • оплачивать все расходы, необходимые для
    проведения наблюдения.

Кредиторы имеют право:

  • подать иск о признании должника банкротом;
  • принимать участие в собраниях и знакомиться с
    результатами работы арбитражного управляющего;
  • выдвигать свою кандидатуру на роль управляющего
    (при соблюдении условий);
  • оспаривать решения суда.

Кредиторы обязаны:

  • предоставить суду документальное подтверждение
    оснований для банкротства;
  • соблюдать предписания закона (ФЗ №127);
  • предоставлять исключительно достоверные данные.

Временный управляющий наделен правом:

  • анализировать любой вид документации, касающийся
    деятельности юрлица;
  • контролировать работу предприятия и его руководителей;
  • получать законное вознаграждение;
  • отказаться от участия в разбирательстве путем
    подачи заявления.

Временный управляющий должен:

  • проводить в отношении порученного ему
    предприятия независимую оценку (узнать размер задолженности и возможности
    дальнейшего выведения юрлица из сложившегося положения);
  • сформировать реестр кредиторов;
  • организовать и провести собрание кредиторов;
  • подать судье отчет о проделанной работе.

Только при соблюдении обозначенных прав и надлежащем
выполнении обязанностей можно рассчитывать на быстрое разрешение дела.

Предлагаем ознакомиться  Как оформить рассрочку платежа
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector