Резервирование земельного участка это

Основные понятия

Площади населенных пунктов увеличиваются с каждым годом, как и численность проживающего в них населения. Для возведения новых объектов, необходимых для комфортного проживания граждан, требуется все больше земли.

Резервирование предполагает введение определенных лимитов на пользование землей для собственников на основании последующей эксплуатации земли в интересах страны. Территорию можно зарезервировать только после соответствующей регистрации надела в органах Росреестра, собственником при этом будет выступать государство.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Такие ограничения могут распространяться на владения частных лиц. При этом может возникнуть противоречие Конституции РФ, где указано, что частная собственность неприкосновенна. Однако подобное положение закона не учитывается, если проведение процедуры необходимо для экономической безопасности и защиты границ государства.

Зарезервированные земельные участки изымаются у владельцев на возмездной основе.

Собственник получает уведомление о планируемых работах на территории его участка, после чего землю оценивают. По результатам экспертизы земля становится предварительно зарезервированной.

Подобный статус с участка снимается в следующих случаях:

  1. необходимость резервирования исчезла ввиду изменения стратегических планов;
  2. начинается процедура выкупа надела.

Решение о включении земли в резерв выносится уполномоченными инстанциями, в зависимости от уровня объекта, который будет размещен на земле. Это могут быть исполнительные органы федерального уровня или власти субъектов РФ, муниципалитеты.

Основания для резервирования территории

Резервирование земельного участка это

Участки, предназначенные для удовлетворения нужд муниципалитета либо государственных руководящих структур, резервируются на промежуток, не превышающий трёх лет. Участки, принадлежащие муниципалитету и государству и упоминающиеся в заявке высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, предназначенные для организации отдельной экономической зоны России, резервируются максимум на два года.

Земельным кодексом (статья 70.1) установлено, что резервирование выполняется в ряде ситуаций:

  1. Земли требуются для выполнения международных обязанностей России перед другими государствами.
  2. На землях должны быть размещены объекты муниципальной либо государственной значимости из-за невозможности построить их в других местах. К этим объектам следует отнести:
    • строения энергосистем региональной либо федеральной значимости;
    • сооружения по обеспечению безопасности государства;
    • строения отрасли путей сообщения, связи, транспорта региональной либо федеральной значимости;
    • сооружения, предназначенные для ведения деятельности «космического» направления;
    • объекты отрасли снабжения населения и предприятий водой, теплом, газом, электричеством.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд выполняется в порядке, рекомендованном положением №561 (22.07.2008). Этапы резервирования:

  1. Оформление ходатайства о резервировании земель. Ходатайство направляется на рассмотрение главе муниципалитета либо руководителю субъекта РФ.
  2. Принятие решения о резервировании участка. Решение выносится на основании следующих документов:
    • справок, в которых указывается планировка участка;
    • по территориальной планировке — в ситуациях, когда будет создаваться охраняемый природный объект либо размещаться объект охраны и безопасности государства;
    • государственной программы по геологическому изучению почвы и недр и их дальнейшему рациональному использованию.
  3. Подготовка решения. Оно составляется на основе информации, полученной с госкадастра недвижимости. В оформляемом акте должна указываться следующая информация:
    • цели и периоды резервирования земель;
    • реквизиты справок, являющихся основой для резервирования;
    • ограничения прав на зарезервированные земли;
    • время и место, в котором проходило ознакомление заинтересованных граждан со схемами участков.
  4. Публикация принятого решения официальными СМИ того округа, на территории которого расположены резервируемые земли. После публикации решение обретает силу.
  5. Орган, принимавший решение, отправляет копию документа и схему участка в Росреестр.
  6. Государственная регистрация ограничения прав. Она выполняется на протяжении 10 дней после поступления необходимой документации.

Заключение

Подводя итоги статьи нужно выделить несколько важных моментов:

  1. Минимальный период резервирования земельного участка – 2 года, а максимальный – 20 лет.
  2. Решение о резервировании обретает силу после его публикации в СМИ.
  3. По окончании периода резервирования, земельный участок исключается из перечня зарезервированных.
Предлагаем ознакомиться  Расчет права аренды земельного участка формула

Список законов

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Статья 49 Земельного Кодекса освещает основные причины, выступающие основанием для резервирования земли. В первую очередь, поводом для закрепления территории за государством может являться необходимость выполнения международных соглашений и обязательств страны.

Кроме того, резерв земельных наделов осуществляется в случае возведения, преобразованияв их границах либо неподалеку от них следующих объектов:

  • энергетические системы регионального либо федерального масштаба;
  • объекты эксплуатации атомной энергии;
  • объекты, относящиеся к обороне и безопасности РФ, включая технические строения, коммуникации, системы, возведенные для охраны границ государства;
  • объекты транспорта и связи как региональной, так и федеральной значимости, а также системы железнодорожных путей всеобщего использования;
  • объекты космического назначения;
  • объекты систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, а также системы теплоснабжения, газоснабжения и электросети;
  • автомобильные магистрали.

Территории подлежат бронированию исключительно в том случае, если отсутствуют иные варианты для сооружения объектов государственного, либо регионального значения. При этом закон оговаривает, что в списке причин для резервирования земли, находящейся во владении субъектов РФ либо в муниципальной собственности, допустимы иные варианты, основанные на вновь возникших обстоятельствах.

Стоит дополнить, что земли, считающиеся собственностью государства и местных органов власти, закрепляются за таковыми и не предоставляются в пользование сторонним лицам в случае расположения на них объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Кроме того, в резерв входят территории с возведенными на них сооружениями по безопасности и защите страны, а также площади, отведенные под создание охраняемых природных объектов и водных сооружений.

Цели организации резервного фонда

Для запуска процесса перехода земель в резерв требуются следующие основания:

  • нет возможности возвести конструкции государственного или муниципального назначения на других территориях;
  • необходимо разместить на указанном участке объекты, гарантирующие безопасность государства;
  • земля подходит для постройки объектов космического направления;
  • на участке требуется провести пути сообщения, транспортные объекты;
  • изъять землю нужно для проведения или реконструкции систем электро-, газо- и водоснабжения;
  • в пределах надела будут построены дороги муниципального, регионального или федерального уровня;
  • земля подходит для сооружения на ней объектов, важных для защиты границ РФ.

Резервирование потребуется при возведении водохранилищ, природоохранных зон и инфраструктуры особой экономической зоны. Подробную информацию о причинах резервирования можно найти в ст. 49 Земельного кодекса РФ.

Порядок резервирования земель

Порядок и процедура бронирования земли регламентированы постановлением Правительства РФ № 561, освещающим вопросы резервирования наделов в муниципальных и государственных интересах. На основании указанного документа, решение о переходе территории в резерв принимает орган исполнительной власти федерального, регионального либо местного уровня в зависимости от местонахождения интересующего объекта недвижимости.

Постановление принимается на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Без наличия у интересующего надела номера кадастрового учета и паспорта бронирование земли недопустимо.

Прежде всего, органы местной власти либо федерального уровня рассматривают проект по закреплению земли, основываясь на соответствующих документах. Перечень бумаг, обязательных к сбору перед утверждением решения о переходе земельной площади в резерв, включает:

  • документация по планированию территории в случае, если намечается подготовка особо охраняемых природных объектов, а также предполагается расположение объектов безопасности и обороны;
  • документы, освещающие информацию о границах зон размещения объектов, планируемых к возведению на резервной территории;
  • заключение на соответствие резервирования конкретной площади государственным программам, нацеленным на изучение недр земли и ее рационального использования.
Предлагаем ознакомиться  Новый закон о межевании и ФЗ 477: обязательность, процедура, порядок и стоимость

После рассмотрения бумаг, уполномоченный орган составляет документ о бронировании земельной территории для потребностей государства либо муниципалитета. Бумага представляет собой письменное решение, содержащее следующие сведения:

  1. Цели резервирования земельных площадей.
  2. Сроки резерва участков.
  3. Наименования и реквизиты документов, на основании которых осуществляется процедура.
  4. Перечень ограничений относительно распоряжения и пользования земельным наделом.
  5. Информация о времени и месте сбора собрания всех заинтересованных лиц с целью ознакомления таковых со схемой земель, подлежащих резервированию. Письменное подтверждение того факта, что все участники уведомлены.
  6. Список кадастровых номеров тех участков, что частично либо полностью расположены в пределах территории, бронируемой органами власти.

В обязательном порядке к решению прилагается схема закрепленных земель, содержащая полную информацию относительно всех участков, подлежащих резервированию. В дальнейшем документ вместе с копией постановления о резерве земли направляется в государственный кадастр и Росреестр для регистрации ограничений прав на участки и постановку таковых на учет. При этом важно уточнить, что в случае отсутствия регистрации решения, бронирование территории органами власти считается недействительным.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Последним этапом является обязательное размещение информации о резервировании определенных земель в средствах массовой информации того субъекта РФ, где находятся данные участки. Решение о резерве территории вступает в силу не ранее момента его публикации в СМИ.

Процесс бронирования земли

Резервирование земельного участка это

Порядок перехода участков в резерв для последующей реализации потребностей муниципалитетов контролируется постановлением Правительства № 561 от 22.07.2008 г. Исходя из требований этого документа, переводить земли в резервный фонд или нет, решает орган исполнительной власти городского, регионального или федерального масштаба по месту нахождения земельного объекта.

Окончательное решение выносится на основании информации из государственного кадастра недвижимых объектов. Соответственно, резервированию не подлежат объекты, не поставленные на кадастровый учет, у которых нет индивидуального номера и кадастрового паспорта.

Для внесения участка в резервный список необходимо иметь подобную документацию:

  • документ о существующих границах расположения строений на указанной территории;
  • планирование и схема размещения построек, необходимых для деятельности природоохранных сооружений, объектов безопасности и обороны;
  • подтверждение оснований для внесения земли в резерв по требованиям определенных государственных программ.

После тщательного изучения представленных бумаг факт бронирования земельного участка оформляют в виде отдельного документа. В нем указывают:

  • цели бронирования земли;
  • перечень документации, необходимой для перевода надела земли в резервный фонд;
  • временные рамки проведения процедуры;
  • кадастровые номера всех земельных участков, находящихся в границах бронируемой территории.

Корректировка прав владельца в отношении его земельного надела и дальнейшая постановка земли на государственный учет оформляется в Росреестре после отправки всех необходимых бумаг.

Решение приобретает законную силу после публикации сведений в региональных СМИ. Если резервирование проводится на муниципальном уровне, то публикация будет расположена в СМИ по месту нахождению земли.

Процесс бронирования считается завершенным, а ограничения на использование земли отменяют в следующих случаях:

  • на основании постановления суда;
  • если сроки, оговоренные в соответствующем решении, истекли;
  • при изъятии земельного надела посредством выкупа;
  • если решение о поступлении земли в распоряжение резервного фонда было отменено тем же исполнительным органом, которым ранее было вынесено.

Организация, принявшая решение забронировать определенный земельный надел, должна передать соответствующее заявление о снятии наложенных ограничений в Росреестр в течение 30 дней с даты выхода земли из резерва.

Допустимые сроки резервирования земли

На основании статьи 70.1 Земельного Кодекса резервирование территории для муниципальных и государственных потребностей не может превышать 3 года. При этом если процедура касается земельных площадей, находящихся в собственности органов власти, а ее целью выступает создание особой экономической зоны – срок не может превышать 2 года.

В случае если земли находятся в собственности государства, либо муниципалитета и на их территории нет участков, переданных в пользование третьим лицам, при этом целями резервирования выступает строительство автомагистралей, железных дорог, метрополитена и прочих линейных объектов, срок резерва может достигать 20 лет.

Предлагаем ознакомиться  Можно ли продавать участок по доверенности

По истечении установленного периода, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней оповестить кадастр недвижимости и Росреестр о прекращении действия ограничений на использование земли, с целью исключения из информационной базы сведений о забронированных участках. В ином случае государство может окончательно изъять земли, но лишь посредством выкупа и передачи собственнику суммы, составляющей стоимость надела.

Резервирование территории для муниципальных и государственных нужд осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом РФ, где четко освещен порядок процедуры, основания для таковой и сроки бронирования земли. В случае нарушения какого-либо пункта, а также при отсутствии регистрации решения о резервировании конкретной площади, документ не имеет юридической силы и закрепление участков за государством либо муниципалитетом считается недействительным.

Какие временные рамки существуют

Сроки, в которые производится постановка участка на учет, определены в п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ:

  • на 3 года можно зарезервировать территории для реализации целей муниципальных и государственных властей;
  • наделы, принадлежащие местным и федеральным властям, а также площади, отводимые для возведения объектов экономической зоны, бронируют на срок до 2 лет;
  • в течение 20 лет будут находиться в резервном фонде земли, принадлежащие органам местного и федерального уровня, для возведения и преобразования автомагистралей, морского, воздушного и прочих видов транспорта, метрополитена.

Если постановление о переходе участка в резерв для выполнения нужд населенного пункта или государства было оформлено до 01.04.2015 г., то срок бронирования составляет не больше 7 лет.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

Какие права есть у собственников земли

Права владельцев зафиксированы в ст. 40 ЗК РФ. В ст. 56.1 ЗК РФ сказано, что права владельцев могут быть ограничены по причине перехода надела в резерв для осуществления задач муниципалитетов или государства.

В соответствующем документе перечисляются возможности собственника. При этом вводятся некоторые ограничения на:

  • возведение новых конструкций на территории надела;
  • реконструкцию имеющихся строений;
  • оформление участка земли в частную собственность.

Это необходимо для предотвращения повышения выкупной стоимости недвижимых объектов при их изъятии. Подобные ограничения необходимо зарегистрировать в Росреестре. После этого в выписке из ЕГРН появится информация о реквизитах решения о нахождении земли в резерве.

Если владелец участка возведет новые строения самостоятельно или будет реконструировать имеющиеся постройки в период, когда земля находится в резервном фонде, то при изъятии участка владельцу будет компенсирована стоимость объектов, построенных и зарегистрированных до резервирования.

Государственное резервирование земель

Участки земли могут изъять принудительно или по добровольному согласию.

В последнем случае заключается соглашение между физическим лицом и представителем муниципалитета о выкупе земли. При установлении суммы выкупа будет учитываться:

  • стоимость всех объектов, имеющихся на территории земельного участка;
  • рыночная цена надела;
  • величина убытков, которые понес владелец в связи с незапланированным переездом.

Местная власть должна выслать письменное уведомление собственнику о том, что его земля включена в резервный фонд, в течение 1 недели после вынесения решения. На изучение всей информации собственнику будет выделено 3 месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Переход земли под контроль местной администрации или государства до истечения установленного срока может проводиться исключительно с согласия владельца.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector